Вряд ли
какой-либо другой области в криминалистике было уделено так мало внимания, как
изучению символики татуировок у судимых за уголовные преступления. А ведь зная
значения рисунков, надписей, их традиционное расположение на теле, сотрудник
правоохранительных органов может легко определить склонность ранее судимых к
определенным видам уголовных проявлений.
К сожалению, татуировки довольно долго использовались главным образом для
идентификации, опознания. Например, в первые годы советской власти для этих
целей была введена обязательная регистрация татуировок у преступников. Между тем
татуировки содержат более широкую информацию, они, как правило, близки (своей
символикой, сюжетом) преступнику по духу, по его специализации, по конкретному
уголовному делу, по тому месту, которое он занимает в уголовной иерархии. Если
раскодировать эти рисунки на теле, они могут многое рассказать о вкусах их
носителей, выдать некоторые биографические данные. Часто татуировки становились
причиной арестов, но страсть к рисовке, желание внушать страх окружающим всегда
были у блатарей сильнее осторожности. Лишившись своих особых примет, они
отказали бы себе во многих удовольствиях.
Что же такое татуировка? Это искусственное нарушение целостности кожного покрова
с помощью колющих (режущих) инструментов и последующее введение в кожу красящих
веществ с целью получения стойких, не исчезающих рисунков или иных изображений.
Слово "татуировка", как полагают одни исследователи, происходит от
полинезийского "тату", что означает "рисунок", или от "Тики" - имени
полинезийского бога, по преданию, явившего татуировку миру. Другие исследователи
считают, что слово "татуировка" произошло от явайского корня "тау",
сооветствующего полинезийскому "тату" и переводящегося как "рана", "раненый".
Доктор Гелльштерн в работе "Татуировки у преступников", говоря о происхождении
термина "татуировка", утверждает, что это мореплаватель Кук привез его с острова
Гаити, где местные жители наносили татуировки для отметки членов своего племени
в знак наступления половой зрелости, каких-либо особых заслуг перед племенем, из
суеверий и т. д.
Из литературы известно, что татуировка часто встречалась у лиц католического
вероисповедания и введена была ксендзами с целью предупреждения перехода паствы
в магометанство: на тело наносилась татуировка в виде креста.
Первые сведения о татуировке среди европейцев, по сообщению профессора Рикке,
относятся к началу XVIII века, когда на ярмарках стали появляться татуированные
люди, которые за деньги демонстрировали свое тело. В литературе упоминается имя
албанца Александриноса, нажившего на подобных сеансах целое состояние.
В 1890 году известность получила француженка "Прекрасная Ирэна" ("La belle Irene"),
которая выступала с показом своей татуировки в публичных местах, что считалось в
те времена редким экзотическим зрелищем.
С тех пор татуировка очень быстро распространилась, особенно среди моряков.
Проникла она и в преступный мир.
Первым обратил внимание на широкое распространение татуировки среди преступников
и рассмотрел ее как проявление атавизма и как признак нравственно дефектных
людей Ломброзо. В настоящее время понятна ошибочность такого толкования.
Серьезное изучение этого вопроса показало, что первоначально рисунки
преступников носили подражательный характер, были просты и наивны. Интерес
представлял сам процесс татуирования. С годами к татуировке стали относиться
серьезнее: имеющие татуировку начали претендовать на лидерство, так как носили
на теле символ сильного, выносливого человека. Позднее татуировка для
преступника сделалась своеобразным тайным языком, способом общения с себе
подобными как на свободе, так и в местах заключения.
Выработка изобразительной символики преступного мира происходила постепенно. Со
временем канонизировались либо ревизовались, переоценивались рисунки. Татуировка
начинает нести все большую смысловую нагрузку и служит уже для передачи мысли
индивида, обозначения его социальных установок и ценностных ориентации.
Например, если у осужденного татуированы на плечах шести- или восьмиконечные
звезды, то это означает, что в местах лишения свободы он примкнет к лицам,
отрицательно настроенным к правилам внутреннего распорядка, и будет ярым
отказчиком от работы. (Каждый вовлекаемый в отрицаловку должен, по мнению
воровских авторитетов, иметь особый дух. Для проверки этого духа проводятся
особые приемные испытания, называемые пропиской. Выдержал - получи возможность в
среде своих занимать определенное высокое место, нет - ты опустился и уже
теряешь право на ношение вышеназванных звезд.) Когда же на ноге татуирована
рука, сжимающая нож, то знающему понятно: этот человек был судим за хулиганство.
Дальнейший анализ татуировок показывает, что трафареты, то есть рисунки, по
которым делаются татуировки, постоянно изменяются, поэтому однозначная их
расшифровка, как правило, невозможна. Однако обобщение и изучение на протяжении
длительного времени нескольких сотен трафаретов позволили вычленить общие для
сходных случаев признаки, ознакомление с которыми и явится, по нашему мнению,
надежной основой для соответствующей ориентации и подготовки сотрудников
правоохранительных органов.
Сегодня нужно учитывать то обстоятельство, что осужденные не очень-то стремятся
афишировать истинное значение своих татуировок. В качестве примера можно взять
изображение профиля В. И. Ленина. Вряд ли кому из непосвященных придет в голову,
что это символ воров. А объяснение простое: Ленин - Вождь Октябрьской Революции,
начальные буквы образуют аббревиатуру ВОР. Безобидное женское имя ИРА
расшифровывается так: "Иду Резать Актив". Или на груди у рецидивистов очень
часто можно встретить картинку: Мадонна с младенцем на руках. Сами осужденные
объясняют ее значение тоской по дому, по семье и детям. Но истинный смысл этого
изображения совершенно иной: "Тюрьма - дом родной", "Дитя тюрьмы".
Основными побудительными мотивами нанесения татуировок можно считать следующие:
- неписаный закон принятия в свою среду лиц, отбывающих срок лишения свободы;
- личное самоутверждение в определенной группе судимых;
- тщеславие, желание показать свою значимость, исключительность, превосходство над другими;
- подражание более опытным, авторитетным преступникам, которые уже имеют татуировки;
- своеобразная памятка о местах отбывания срока наказания, солидарность ("знак братства") с кем-либо из
Говоря о кастах преступного
мира, тем более о носителях татуированной символики, не стоит представлять "вора
в законе" этаким выходцем из плохоньких фильмов о временах НЭПа - золотая фикса,
речь, переперченная феней... Сегодняшний "вор в законе" образованнее и
культурнее своих рожденных хилым воображением сценаристов и режиссеров
предшественников. Он находится в гуще общественных процессов, политических
событий, язык его неплохо подвешен, менее засорен блатной музыкой. Он - недурной
психолог, толкователь, проповедник, идеолог, предпочитающий воздействовать не
окриком, а убеждением. "Вор в законе" никогда никого не ударит. Зачем ему это
делать? За такое можно схлопотать в колонии дополнительный срок. А потом для
подобных целей вокруг него всегда наготове целый рой молодых, крепких, глупых
еще, которые готовы в огонь и в воду. Поэтому сам он ведет себя интеллигентно, в
карты садится играть только с ровней.
Классификация татуировок - дело чрезвычайно сложное, неблагодарное, и можно с
уверенностью сказать, что в строгом смысле - невозможное. Попытки в разные
времена, правда, предпринимались, но из-за невероятного обилия и разнообразия
мотивов выбора рисунков, богатства их тематики, места и техники нанесения и т.
д. и т. д. большинство исследователей рано или поздно разумно отказывалось от
этой затеи. С учетом данного опыта нами делается лишь попытка классификации
татуировок по их изобразительному и смысловому содержанию, а также нами движет
желание того, чтобы на основе нашего толкования огромного множества
рисунков-символов у читателя настоящей книги появился свой, неформальный,
приспособленный к изменениям действительности взгляд на рассматриваемый вопрос.
Бывали случаи, когда при помощи татуировок раскрывались преступления.
Татуированная композиция - пистолет, финка, карты, бутылка и рюмка, шприц -
может иметь двойной смысл: либо свидетельствовать о пристрастии ее обладателя к
легкой веселой жизни, либо указывать - вот что нас губит. Морда кошки говорит об
осторожности вора. Роза на плече означает: ее владелец встретил совершеннолетие
в колонии. Описания этих наколок взяты из "дела по установлению личности трупа
неизвестного мужчины, всплывшего в реке Клязьме у поселка Болшево". После
упорных изысканий неизвестному вернули имя. Люди в форме выполнили перед ним
свой последний долг. Оказалось, что вся нехитрая биография этого сорокалетнего
мужчины была изображена на его теле. Расшифровав татуировки, следователь
(цитируем материалы дела) предположил: "...Погибший впервые попал в колонию в
несовершеннолетнем возрасте. Скорее всего за хулиганство. Пробыл в ней около
двух лет. Склонен к нарушению режима. Был осужден за кражу. Переносил тяготы
притеснения со стороны сокамерников. Наказание отбывал "от звонка до звонка".
Судя по всему, находился в колонии строгого режима. На свободе его ждала любимая
женщина. Мечтал о свободе, был способен на побег. Принадлежал к воровской
группировке. В деле осторожен. Отрицательно настроен к администрации.
Намеревается и впредь заниматься преступной деятельностью. Предпочитал легкую
добычу посредством насилия и угроз..." ("Советская культура", 20.05.89 г.).
Когда позже установили имя погибшего, то даже удивились, насколько точно
совпадала его действительная биография с прочитанной следователем по
изображениям на теле.
Татуировки, призывающие к антиобщественной деятельности, антиправовым поступкам,
существуют с давних времен. Например, пожатие двух рук с надписью "Union",
окруженной гирляндой из цветов,- это татуировка членов преступного сообщества
Южной Франции прошлого века. Две заглавные латинские буквы "Т" и "L" - символ
воровских шаек в Германии. Мадридский криминалистический журнал "Саллилас" писал
о татуировках испанских преступников, в частности, убийц. Существовали подобные
татуировки и в царской России.
Сегодня особое внимание нужно обращать на лиц, имеющих следующие татуированные
изображения: череп, корона
- символы стремящихся к власти; корона на спине
- униженность; тигр
или другой
хищник - ярость,
непримиримость; змея
(ранее высшая степень в иерархии тюремного мира); кинжал, нож, меч,
топор - месть, угроза,
твердость, жестокость; ключ
- сохранение тайны; палач
- чти закон воров; Мадонна
- отчужденность; факел
- дружба, братство; звезды
- непокорность и др.
Но прежде чем перейти к объяснению татуировок, наиболее часто встречающихся у
осужденных, рассмотрим способы их нанесения. Самый простой: связанные вместе на
палочке или спичке две-три иглы обмакиваются в тушь, и затем ими прокалывают
кожу по заранее нанесенному рисунку. (В условиях следственного изолятора иглы
заменяются проволокой от швабры, крепежными скобками от тетрадей, которые
затачиваются о стену. Вместо туши используется сажа, смешанная с сахаром и
пеплом, разведенными в моче.) Иногда в дело идут цветные пасты от шариковых
авторучек или растолченный порох, который втирают в проколы кожи.
Спрос на татуировку породил более совершенную технику ее нанесения, более
сложный инструментарий в виде всевозможных штампов. Специалист по татуированию
наносит рисунок на доску, а затем по контуру рисунка вбивает в нее иглы или иные
колющие предметы. Такой штамп накладывается на выбранные участки тела, резким
надавливанием кожа прокалывается, и уже после этого втирается красящее вещество.
Штампом может пользоваться большое количество людей.
В настоящее время осужденными для нанесения татуировки используются механические
бритвы на пружинном заводе. Таким приспособлением, работающим по принципу
швейной машинки, татуировка делается значительно быстрее, выходит более четкой,
а по желанию и с полутонами.
Самотатуировка наблюдается все реже. Обычно делать ее предоставляют другим
лицам, которые это умеют и которым за это хорошо платят.
Объяснение татуировок, наиболее часто
встречающихся у осужденных:
Для удобства
рассмотрения разделим татуировки на орнаментальные, профессиональные,
художественные, порнографические, исторические, религиозные, символические и
татуировки-аббревиатуры. Повторяем, в нашей книге речь пойдет только о
татуировках, знание о которых может быть использовано при проведении
оперативных, профилактических и других мероприятий правоохранительных органов.
Начнем с самого простого -
даты (цифры). Как правило, они обозначают год
рождения человека, реже - даты осуждения, смерти близкого, встречи, любви,
разлуки и т. п.
Фразы.
Обычно это - заверения в любви, заклинания, угрозы, жалобы на судьбу, афоризмы,
представляющие кредо данного индивида. Вот некоторые примеры:
"Если ты не знаешь горя - полюби меня!"
"Прощай и люби меня".
"Они устали ходить под конвоем".
(На ногах.)
"Рожден для мук, в счастье не нуждаюсь".
"Умерщвление - не убийство".
"Пусть ненавидят, лишь бы боялись".
"Девственность - роскошь"...
Довольно часто
встречаются татуированные отдельные буквы, слова-аббревиатуры, которые
несут своеобразную тюремную нагрузку:
СЛОН - смерть легавым от ножа, с
малых лет одни несчастья и др.;
КОТ - коренной обитатель тюрьмы, как одной
трудно;
БЛИЦС - береги любовь и цени свободу;
НИНА - не была и не буду активисткой;
ХЛЕБ - хранить любовь единственную буду;
ЯПОНИЯ - я прощаю обиду, не измену, ясно;
ЯХТ - я хочу тебя;
СОС - спасите от суда, спасаюсь от сук...
При расшифровке
многих аббревиатур встречаются жаргонные и нецензурные слова.
Бывает, подобные татуировки наносятся сразу двум лицам, например, при братании:
одному первые две буквы БР, второму -
оставшиеся AT, так, чтобы при рукопожатии можно
было прочесть все слово БРАТ.
Вот значение некоторых татуировок агрессивного характера, которые обычно
адресованы работникам правоохранительных органов, а также осужденным, вставшим,
как говорится, на путь исправления, отошедшим от "воровского закона", либо
женщинам, нарушившим верность:
1, Голова Иисуса Христа на кресте и
Библия, горящие в огне из слова "Свобода", - в партийном огне сгорели
свобода и вера. Наносится на грудь и плечо.
2. Череп и скрещенные кости. На плече и предплечье
носят противоправно настроенные лица. По нашим крайне скудным данным,
обусловленным конспиративностью этой категории преступников, они способны к
вооруженному насилию.
3. Уголовный кодекс, проткнутый кинжалом, -
"анархист". Обычно наносится на предплечье, но можно встретить и на других
частях тела.
4. Надписи: "Раб КПСС" ("Раб МВД", "Раб СССР" и др.)
- выражают несогласие с рабскими законами, угнетением и режимом в ИТУ.
Татуируется на лбу, веках и руках.
5. Горящий крест (символ веры), обвитый колючей
проволокой, с надписью: "Верь в Бога, а не в коммунизм". Наносится на
грудь.
6. Голова беса, в шею которого воткнут кинжал -
татуировка антисемитов. Наносится на разные части тела.
7. Окно с тюремной решеткой, заключенный за ней, на ленте
надпись: "Кто не был лишен свободы, тот не знает ее цены" - по неписаному
закону тюрьмы "вор в законе" не может находиться на свободе более года.
Наносится на живот.
8. Пятиконечная звезда и надпись: "Смерть мусорам".
Встречается на груди, плече и боковой поверхности голени.
9. Шестиконечная звезда (Звезда Давида) и надпись (обычно
на иврите): "Мы библейский народ. Жизнь. Разум. Власть на земле".
Наносится под мышкой.
10.Погоны или эполеты с надписями (или иными символами),
например, "N", - "Наполеон-1" и т. п. Это своеобразные знаки отличия в
преступной среде, авторитетов в тюремной иерархии. Наносятся на одно или оба
плеча.
11. Знак качества. Наносится на грудь, на лобок, на
половой член и другие интимные части тела.
12. Крестики - символы женщин-воровок. Наносятся в
область виска, между грудей, на пальцы рук.
13. "Железный крест" со свастикой или без нее -
символ современных панков, солидаризирующихся с нацистами. Располагается на
груди между ключиц. Впрочем, по утверждению британского социолога Д. Хэмбриджа в
книге "Субкультура, значение стиля", употребляемая в панк-стиле свастика якобы
теряет свое изначальное значение и используется лишь как атрибут современности.
14. Полумесяц и звезды - татуировка наблюдается у
лиц, исповедующих ислам. Наносится на нижней части предплечья и на груди.
15. Две, три и более полудуги в виде куска проволоки с
колючками-крестиками - "лицевой счет ЗК": количество полудуг - количество
судимостей, крестики - годы, на которые носитель "счета" лишался свободы. Внутри
незамкнутого круга проставляются инициалы хозяина татуировки или начальные буквы
названия места отбывания наказания.
16. Медальон с головой Иисуса Христа в терновом венце
- месть предателям. Наносится только на груди.
17. Серп и молот над скрещенными костями - страдаю
за убеждения. Наносится как на руки, так и на ноги.
18. "Звезда Давида" с надписью по-французски: "Все для
меня - ничего от меня" - символ отрицаловки. Наносится на предплечье.
19, 21. Крест с распятым на нем Иисусом Христом или
изображение Богородицы с младенцем - "перед друзьями совесть чиста", "не
способен на предательство". Наносится на грудь.
20. Цветок лилии или ромашки - сообщество, клан.
Число лепестков соответствует количеству участников преступной группы или лиц,
судимых по одному уголовному делу. На лепестках могут быть проставлены инициалы.
Место татуировки - любая видимая часть тела. Часто встречается у молодежи.
Разновидностью клановой татуировки можно назвать татуировку с изображением герба
СССР на фоне скрещенных костей. Инициалы состоящих в клане проставлялись на
ленточках вместо наименования республик. Подобный "герб", смысл которого ясен
только посвященным, был вытатуирован у "воровки в законе", пробывшей в местах
лишения свободы около сорока лет.
Кроме указанных значений "ромашка" может служить символом верности воровской
малинной любви (групповой).

Расшифруем наиболее
распространенные татуировки, встречающиеся у мужчин:
1. Черт и женщина - "на
преступление толкнула женщина", "обойду закон". Наносится на грудь, бедро, реже
- на предплечье.
2. Голова кота - символ удачи и осторожности. Может
изображаться с лапами, в шляпе или цилиндре, с бантом и т. п. Это воровская
масть человека, убежденно и навсегда связанного с уголовным миром, склонного к
разбоям, грабежам, кражам. Если наносится на предплечье, плече - "коренной
обитатель тюрьмы" (аббревиатура КОТ), если под мышкой - "тюрьма - дом родной",
если на ногах - осужден за разбой, вечный осужденный, если на животе - "ВОР".
3. Факел - товарищество в местах заключения. Часто
встречается с инициалами того, во имя кого сделана татуировка.
4. Нож в руке, на запястье кандалы - "баклан" (на
жаргоне- хулиган). Наносится на икру ноги, на предплечье.
5. Кинжал, обвитый змеей - главарь воровской
"масти". Если голова змеи поднята - "начал воровать, грабить", если опущена -
"завязал с воровством" (очень редкая!).
6, 7. Сожжение распятой на кресте женщины или женщина,
сидящая на копейке - на преступление толкнула женщина или любовь к
продажной женщине, "за причиненное зло намерен отомстить". Наносится на грудь
или переднюю часть голени.
8. Чайка на фоне щита с полосой - знак дружбы до
судимости, "кенты по воле". Наносится на кисть, предплечье.
9. Сожжение прикованной к столбу женщины - "месть
той, которая меня предала". Количество поленьев - полученный срок наказания.
Наносится на бедро.
10. Тюльпан в руке - 16 лет исполнилось в
воспитательно-трудовой колонии. Наносится на плечо.
11. Роза в руках - 18 лет исполнилось в
воспитательно-трудовой колонии. Тоже наносится на плечо.
12. Голова женщины, нож и роза - клятва о мести.
Наносится на верхнюю часть предплечья.
13. Парусник - гастролирующий вор.
14, 15. Бегущий олень и парящий орел с чемоданом в когтях
- склонные к побегу. Наносится на грудь. Если же у орла в когтях овца - совершил
преступление, предусмотренное ст. 117 УК РСФСР (изнасилование).
16. Мадонна с ребенком на руках - "тюрьма - дом
родной", "дитя тюрьмы". Наносится на грудь.
17. Волк и женщина - карикатурное изображение
сотрудников милиции. Волк иногда бывает в милицейской форме, с погонами, в
фуражке с кокардой. Наносится на живот, бедро.
18. Женщина, факел, змея, череп, топор, корона, крест,
решетка, деньги - "всё в жизни преходяще". Наносится на грудь. Татуировку
разрешается носить только авторитетным осужденным, ибо двум "святым" поклоняется
"вор в законе" - "киче" (тюрьме) и кресту.
19. Сплетение заглавных букв фразы "Люби, товарищ, волю".
Часто татуируется в несовершеннолетнем возрасте в спец. ПТУ, спецшколе, ВТК.
Наносится между большим и указательным пальцами.
20. Черт с мешком - "было счастье, да черт унес".
Владельцы такой татуировки имеют большой срок судимости за совершение краж
государственной и общественной собственности. Наносится на различные части тела.
21. Аббревиатура латинского выражения "Dum spiro spero"
("Пока дышу, надеюсь"). Наносится на кисть и под художественными
татуировками-картинами.

22. Головка девушки - 17 лет исполнилось в ВТК.
Наносится на плечо.
23. Решетка, кинжал, ветка розы - судим за
хулиганство, 18 лет встретил в местах лишения свободы. Наносится на плечо и на
предплечье. (Количество прутьев в решетке - срок наказания.)
24. Череп, кинжал, змея, ветка розы, деньги -
длительное время занимался кражами, грабежами, разбоями; неоднократно судим;
"вор в законе". Наносится на грудь.
25. Церковь на ладони. Число куполов обозначает
количество судимостей или срок наказания за совершенное преступление. Наносится
на бедро, на икру ноги, на предплечье. На грудь - только церковь или собор.
Кандалы - право на татуировку приобретает только тот, у кого срок лишения
свободы не менее пяти лет.
26. Палач и женщина - судим за убийство женщины или
родственника. Если изображен один палач - "чти закон воров". Наносится на грудь
или переднюю часть бедра.
27. Гладиатор (Геракл, супермен с автоматом...) -
татуированный склонен к садизму и дерзкому хулиганству. Лица с такой татуировкой
в местах лишения свободы называются "бойцами". Они совершают расправы с
"провинившимися" заключенными и гражданами на свободе. Наносится на плечо или на
спину.
28. Пожатие рук в кандалах - знак друзей по местам
заключения. Наносится на кисть руки, на предплечье или плечо.
29. Голова чудовища с клыками, рогами, бородой -
"оскал", отрицательно настроенный по отношению к работникам милиции, суда,
прокуратуры, администрации исправительно-трудовых учреждений, изменившим
воровским традициям. Наносится на грудь, часто рядом с портретом Ленина - вождя
Октябрьской Революции, что имеет тоже определенное знамение (аббревиатура -
ВОР!). Эту татуировку переняли у преступного мира рокеры. К нам пришла с Запада
из фильма "Ангелы ада".
30. Джинн, вылетающий из кувшина - характерная
татуировка наркоманов или склонных к употреблению наркотиков. Наносится на
грудь, плечо, предплечье, на переднюю часть бедра, между большим и указательным
пальцами.
31. Паук в паутине - татуировка наркоманов. Паук
без паутины - "щипач". Татуировка характерна для воров. Обе наносятся на руку
между большим и указательным пальцами. Кроме того, паук наносится на левую и
правую стороны шеи, что означает "давил режим", т. е. неоднократно наказывался в
местах лишения свободы за различные нарушения режима содержания: карцеры, ПКТ,
лишался свиданий и т. д.
32. Крест, голова святого в терновом венце, карточная
масть "пик" - судим за хулиганство. Наносится на плечо, предплечье,
переднюю часть бедра. (Татуировка осужденных, побывавших в прибалтийских ИТУ.)
33. Кинжал, револьвер, патроны, бутылка, рюмка, женская
головка, шприц, ампулы, карты, деньги (в различных комбинациях) - 1)
"Бардак" - "вот что нас губит"; 2) "Решил вести преступный образ жизни".
Наносятся на различные части тела. В уголовном мире разрешены всем.
34. Голова тигра - "злой на власть". Носящий эту
татуировку враждебно настроен по отношению к правоохранительным органам, лицам,
порвавшим с преступной средой, а также ко всем сотрудникам ИТУ. Готов дать отпор
покушающемуся на его достоинство.
35. Противостоящие быки - татуировка обозначает
борьбу за лидерство среди уголовников. "Идеей не обременен". "За себя постою".
Наносится на лопатках. То же значение и у сражающихся рыцарей.
36. Окно камеры, череп, Уголовный кодекс РСФСР вместе с
головой змеи, проткнутые кинжалом, часовой на вышке, колючая проволока -
"месть прокурору". Количество колючек на проволоке (как и в других татуировках)
означает срок, полученный за совершенное преступление. Наносится на различные
части тела.
37. Прописная латинская буква "D", тигр, череп, прижатый
лапой тигра, корона, картежная масть "пик" - судим за грабеж. Жестокость,
антиобщественная направленность интересов, желаний, стремлений. Наносится на
плечо, на грудь или предплечье. На груди татуируют панки и рокеры.
38. Распятая на кресте женщина - "воровской крест".
Накалывают его авторитетные среди осужденных воры. Место татуировки - грудь,
предплечье, передняя часть бедра.
39. Обнаженная женщина, обвитая змеей (варианты
могут быть самые различные!) - обозначают пассивного гомосексуалиста. Татуировка
наносится насильно или проигравшему в карты, но иногда по собственному желанию.
Место татуировки - только спина!
40. Корона с карточными красными мастями (черви, бубны)
- "король всех мастей", пассивный гомосексуалист, человек, занимающийся всеми
формами разврата. Безволен. Татуировка редкая (наносится на спину), но которую
знают большинство лиц, побывавших в местах лишения свободы. Лица, имеющие
татуировки №№ 39 и 40, называются "гребнями", "петухами" или "голубыми". Это
самые оскорбительные клички в местах лишения свободы. Осужденный, даже в шутку
назвавший этой кличкой другого осужденного, может поплатиться за это здоровьем
или жизнью.
41. Пират с ножом в зубах, серьгой в ухе -
символизирует угрозу. В этой татуировке основную смысловую нагрузку несет
надпись на ноже. Обычно там стоит имя "ИРА". На самом деле это аббревиатура -
"иду резать актив". Склонен к садизму, отрицательно настроен по отношению к
лицам, вставшим на путь исправления. Наносится на плечо, на грудь. Серьга -
символ воровской удачи.
42. Иисус Христос, распятый на кресте; распятие находится
в руках, закованных в кандалы - "верю в воровскую идею", "не изменю
закону воров". Наносится на грудь, переднюю часть бедер.
43-46. Самолет. Якорь со спасательным кругом и т.
п. - профессиональные татуировки летчика, моряка и др. Наносятся на различные
части тела, обычно видные: руки, грудь.

47.
Кабан или его голова - татуировка
женщин-уголовниц, длительное время лишенных свободы и занимающихся
лесбийской любовью. Кабан - символ силы, мужественности, его
татуирует женщина, взявшая на себя роль мужчины.
48. Татуировка скрипичного ключа или скрипки.
"Скрипочка" - антоним "Кабана", слабовольная женщина. Татуировку ей
наносят мужчины, с которыми "скрипочка" занимается миньетом.
49, 50. Символ угрозы, мести. Бывает с
датой или инициалами. "Дал клятву - отомщу".
51. "Писарь" - расшифровывается
переводом из жаргонного словаря: "бандит, хорошо владеющий ножом,
бритвой".
52. Воровской символ удачи, силы,
Наносится на грудь. Для этой татуировки нужно быть
авторитетным в уголовном мире преступником.
53. Звезда "крутого" - солидарность с
отрицаловкой, верность ее законам; картежник, играющий "под интерес"
(одна из заповедей "вора в законе" - он должен идеально играть в
карты). Татуировка наносится на углы ключиц. В последние годы ее
стали накалывать многие судимые, увлекающиеся татуировкой.
54. Татуировка - "Оскорблены несправедливостью
советского законодательства". Ее носителей можно отнести к
числу асоциальных индивидов.
|
 |
Расшифровка татуировок на руках: перстни,
крестики и точки:
Своеобразной визитной карточкой в преступной среде являются перстневые
татуировки. Нанесенные на фаланги пальцев рук, они сразу бросаются в глаза и
сведущему человеку дают обширную информацию об их носителе.
1-А. Был в местах лишения свободы.
2-А. "Загубленная юность".
3-А. "Отсидел срок звонком", то есть по приговору суда
полностью отбыл срок наказания,
4-А. Судим за убийство или нанесение тяжких
телесных повреждений.
5-А. Судим за разбой.
6-А. Судим за грабеж.
7-А. Судим за кражу. Склонен к созданию преступных
группировок.
8-А. Судим за хулиганство. Плохо
поддается перевоспитанию. Склонен к негативным проявлениям. Иногда
татуировка наносится на мочки ушей.
9-А. "Отрицало". Близок к тюремной
элите. Враждебно настроен по отношению к сотрудникам милиции,
представителям суда и прокуратуры, активистам из числа осужденных
или к осужденным, вставшим на путь исправления.
10-А. "Мужик" - не входящий ни в какие
группы осужденный. Под маской нейтралитета, безразличия,
невмешательства скрывает страх за свою жизнь. Не отказывается от
работы на производстве, живет по принципу "моя хата с краю".
11-А. "Вафлёр" ("петух", "голубой" и
пр.). Самый презираемый, низший ранг в иерархии преступного мира. Он
не считается за человека, с ним "западло" разговаривать, сесть за
один стол есть или оказать ему хотя бы малейшую помощь. Это
пожизненно преследуемая каста.
|
 |
"Вафлёрами" становятся молодые, физически слабые осужденные, не
выдержавшие "прописки", соблазненные или изнасилованные (нередко с извращением)
более сильными, либо не заплатившие карточного долга. Татуировку часто делают
насильно или под угрозой. На свободе почти всегда она сводится или
переделывается под перстень 3-А.
12-А. "Шестерка". Такой перстень носят осужденные,
находящиеся в местах лишения свободы в роли мелких исполнителей воли
авторитетов, морально надломленные, старающиеся выжить в создавшихся условиях и
не быть опущенными до касты "петухов", "вафлёров".
13-А. "Проход через Кресты" - побывавшие в
следственном изоляторе № 1 Ленинграда (Санкт-Петербурга). Корона говорит о том,
что ее владелец нарушал режим содержания, был в конфликте с администрацией,
претендует на лидерство в уголовной сфере.
14-Д. "Четыре вышки и ЗК" - отбывал наказание в
местах лишения свободы. Встречается почти у каждого татуированного осужденного.
15-В. "Точка" (крупная, размером 1-2 мм). Может
быть заменена округленным крестом. Наносится после совершения побега из мест
заключения. Количество точек указывает на количество побегов. Лица с такой
татуировкой требуют усиленного контроля при конвоировании. Не путать с
точкой или "мушкой" у наружной части глаза или у угла рта - татуировка
гомосексуалистов!
16-Д. "Один в кругу друзей". Расшифровка аналогична
перстню № 14-Д.
17-А, 17-В. "Я - убийца". "Память о родителях",
умерших в период отбывания осужденным срока наказания.
17-Г. Перстень наносится осужденными, враждебно
настроенными к администрации мест лишения свободы, к сотрудникам милиции
и к осужденным, вставшим на путь исправления. Означает, что владелец поклялся
отомстить активистам МТУ, общественникам или сотрудникам милиции. Если под
крестиком имеется заштрихованный холмик, значит, свое намерение преступник
осуществил.
18-А. "По стопам любимого отца". Наносится в память
о судимых родителях.
19-А. Судим за изнасилование. Татуировка
встречается редко.
20-Б. "Ходки в зону". Количество крестиков
обозначает число судимостей. Размер крестика приблизительно около 3 мм.
21. Восьмиконечная или шестиконечная звезды
татуируются на плечах или ключицах. "Не хочу работать на хозяина" - отказчик, не
желающий работать в местах заключения, на путь исправления вставать не намерен.
Подобные звезды на коленях - "никто не поставит на колени", "не изменю идеям".
22. Татуировка совершившего преступление против сотрудника
милиции или народного дружинника. Наносится на икру ноги.
23-А. "Чушок" ("Парашник") - неряшливый,
опустившийся и поэтому презираемый окружающими осужденный. Но все же он
находится на ступень выше в иерархии, чем "вафлёр". С обладателем такого перстня
не садятся есть за один стол, ему нельзя прикасаться к вещам других заключенных,
из его рук нельзя брать даже папиросы. Татуируется он обманным путем или под
угрозой расправы. Впоследствии при первой же возможности изображение сводится
или заштриховывается под перстень № 3-А.
24. Татуировка лиц, не желающих работать.
25. Места расположения татуировок на кисти руки.
Перстни у несовершеннолетних:
1.
"Свети вору, а не прокурору"
2.
Был судим по ст. 117 УК РСФСР
3.
"Один в кругу друзей" - несовершеннолетним был в местах лишения свободы.
4.
"Гоп-стоп" - перстень судимого по ст. 145 УК РСФСР.
5.
Воровская масть
6.
Два года находился в спецшколе; развратник.
7.
Отбывал наказание в "сучьей зоне"
8.
Ищу девушку для сексуальной близости
9.
"Не подам руки ментам"
10.
Дом вора - тюрьма
11.
Пацанка, блатная, связанная с уголовным миром
12.
Пацан или баклан
13. Перстень женский -
была судима
14.
Находилась в местах лишения свободы, и указан срок (количество черточек).
15.
Осужден по ст. 117 УК РСФСР
16. Перстень, завезенный из Прибалтики:
верность, счастье, жизнь, свобода
17.
Отбывал наказание в местах лишения свободы, и указан срок (количество
черточек).
18.
Перстень польского вора Цифра вверху - срок, внизу - количество судимостей.
19.
Перстень вора и грабителя
20. Перстень, который
наносят несовершеннолетние во время перевода их во взрослую колонию, если у
них был среди отрицательно настроенных осужденных определенный вес, авторитет.
21.
Склонен к связям с женщинами легкого поведения
22.
1-я судимость у женщин
23.
2-я судимость Татуируют как мужчины, так и женщины.
24.
Была осуждена и отбывала срок в ВТК
Рассмотрим еще ряд перстневых татуировок несовершеннолетних и не только:
1.
Была судима (или судим) Татуировка наносится на указательный палец.
2.
Вор Татуировка наносится на большой палец.
3.
Недоволен приговором Наносится на безымянный палец.
4.
Проход через "кресты" и "зону" (обычно у судимых не один раз).
5.
"Привет ворам"
6.
"Мокрушник", судимый по ст. 102 УК РСФСР.
7.
Картежный игрок, мошенник
8. Перстень несовершеннолетних:
авторитет, дважды находился в местах лишения свободы.
9.
Проход через зону мусульманина С крестом - через кресты (?).
10.
"Анархия" - перстень, наносят отрицательно настроенные к режиму и дисциплине
осужденные.
11.
Символ власти, авторитетности среди уголовников.
12.
Комбинированный перстень, обычно только у авторитетного осужденного.
13.
"Загубленная молодость" Был судим в несовершеннолетнем возрасте.
14.
"Смерть буграм"
15.
"Третья ходка в зону" (?).
16.
Кумовской перстень
17.
Судима (или судим) несовершеннолетней (Два цветка на одной ветке - поборница
кровавой мести.)
18.
Прошла "кресты"
19.
Была судима
20.
"Анархия" или судимость по ст. 146 УК РСФСР
21. Женский перстень -
"отрицала", не подам руки менту.
22. а) у мужчин:
бей активистов; б) у женщин:
жизнь посвящаю женщинам. Татуируют коблы (см. словарь жаргонных слов и
выражений).
23.
В кругу воров (перстень женский).
24. Перстень несовершеннолетних девушек:
"Их не судят".

И в заключение еще несколько характерных изображений:
1.
Наркоман
2.
Наркоманка(буква "F" обозначает - "свободная".
3.
Воровской авторитет Накалывают на большом пальце правой руки.
4.
Удача в жизни
5.
Символ мести, неразделенной любви
6.
Символ шулера
7.
Знак сбытчика похищенного (уст.).
8.
Символ вора-взломщика (уст.).
9.
"Медвежатник" - символ лесных ИТУ.
10.
Вор Такой же символ может быть нанесен и на палец руки. Значение
тождественно.
Тайные знаки в среде преступников:
1,2,3.
Сабля, штык, вилы - символы угрозы, опасности, предостережения.
Происходят от дореволюционных символов, которые оставляли на стенах
домов, в местах общественного пользования и т д. для информации
члены шайки, банды.
4.
Перстень "прописки" в зоне
5.
Лицевой счет Татуируется на указательном пальце, на ладони или
запястье.
6,7.
Опознавательные движения пальцами у воров или у картежных шулеров
для отыскания "своего", чтобы совместными усилиями обыгрывать
намеченную жертву.
8.
Символ "братания": соединив в пожатии две правые руки, получают
слово "БРАТ".
|
 |
Вертикальный порез на щеке - клеймо, которое
накладывается преступниками на лице изменившего им товарища или доносчика.
"Маяки" мошенников (см. словарь жаргонных слов
и выражений):
а)
поглаживание подбородка - "подойди ко мне";
б) потряхивание рукой на уровне груди,
напоминающее стряхивание пыли - "не подходи";
в) прикладывание пальцев руки ко лбу или плечу
- "поблизости милиция";
г) шулер сжал пальцы в кулак и разжал их - это
значит, что у него на руках подтасованная карта и можно идти ва-банк;
д) если двойным щелчком "стряхивает пыль" с лацкана
пиджака - "грозит опасность";
е) если сжал кулак - "крой всеми деньгами";
ж) амбужур - шевеление губами - сигнал
опасности.
Для скрытия своих имен почти все шулеры имеют клички, производные
от фамилии, физических данных, каких-либо недостатков, особенностей характера.
Художественные татуировки:
Очень часто в среде
осужденных и ранее судимых встречаются "художественные" татуировки. Это, как
правило, копии картин, книжных и журнальных иллюстраций, открыток или плод
вольной фантазии татуирующего. Необходимо отметить, что практически в каждом
изображении есть и определенный тайный смысл, который поддается расшифровке
только при основательном знакомстве с символикой татуировок вообще и
"художественных" татуировок в частности.
Большинство указанных татуировок так или иначе объясняют суть явлений,
происходящих в местах лишения свободы: это и сокровенные, завуалированные
чувства, и нереализованные планы носителей татуировки. До известной степени это
показатель, отпечаток вкуса, стиля и духа времени. Даже не несущие тайной
смысловой нагрузки художественные татуировки можно взять за отправную точку в
изучении характера, социальной и ценностной ориентации осужденного.
Художественная татуировка - своего рода связующее звено цепи, соединяющей ее
обладателя с его окружением. Человек утверждается в своем окружении, и художник,
исполняя заказ конкретного человека, передает его замысел, сообразуясь с
особенностями личности, деятельностью, интересами, местом в тюремной иерархии.
Среди художественных большое место занимают татуировки на мистические темы,
мифологического и культового характера. Они часто снабжаются пояснительными
надписями, большинство из которых передается осужденным по наследству, а часть
приходит из литературы, из общения со средствами массовой информации. Целый
арсенал афоризмов, крылатых слов и выражений, особенно зарубежных мыслителей,
преступный мир почерпнул из общения с заключенными политическими. Иметь наколку
на иностранном языке стало модно, престижно, солидно. Опять-таки не следует
забывать, что, используя классические мысли и изречения, осужденные видят в них
только то, что могут истолковать в выгодном, удобном для себя свете. Например,
привычная бойкая фраза, одна из тех, что нас окружали в недавнем прошлом:
"Единственное спасение - в борьбе!" Здесь нужно понимать, КАКОЕ спасение и в
борьбе с КЕМ.
Даже такое выражение, как "С нами Бог", у осужденных имеет отнюдь не религиозный
подтекст: Бог якобы помогает им в совершении преступления, как бы одобряя их
поведение, мораль...
Нередко встречаются татуировки, непристойно изображающие служителей культа,
иногда же рисунки храмов, святых, ангелов сопровождаются подписями вульгарного
содержания. Понятно, что носители подобных татуировок - люди неверующие, и
культовая атрибутика для них - ширма, тайное послание, понятное лишь
посвященным.
Художественные татуировки осужденных - это всегда изобразительные новеллы,
исполненные иглой на человеческом теле, в которые по мере способностей и
возможностей татуирующий вкладывает и свою фантазию. Исполняющий татуировку
обычно либо ранее судимый, либо отбывающий срок, либо человек, прочно связанный
с преступным миром. Он хорошо знаком с интересами своих заказчиков, с реалиями
той субкультуры, представителями которой они являются. Поэтому непосвященному не
всегда понятен какой-нибудь штрих, точка, кажутся лишними или поставленными не
на том месте. Но именно эти мелочи иногда несут основную нагрузку в рисунке.
Поэтому-то индивидуальность, своеобразный талант исполнителя очень высоко
ценится преступниками. Художник, знаток своего дела, подчеркивает в татуировке
главное для заказчика, все схватывая на лету и не нарушая неписаных законов
тюрьмы.
Давайте рассмотрим встречающиеся художественные татуировки и вникнем в их явный
и скрытый смысл:
1.
Женщина с бутылкой в руке верхом на дельфине - "бегущая по волнам жизни",
"рожден свободным".
2.
Русалка, сидящая на якоре - "сел в места лишения свободы". У женщин: "верна
клятве", "погибшая по воле рока".
3.
Северный олень на фоне солнца - отбывал наказание на Севере, Урале или в
Сибири, "был лишен тепла".
4. Ребенок, змей, пробитое стрелой сердце, яблоко, голуби на привязи - "злой на
свою судьбу", "ничего не забуду", "никому не прощу", "с детских лет за жизнь
борюсь сам".
5.
Девушка со шпагой в руке, на шпагу нанизаны сердца - "сердцеедка". Капли
крови - количество увлечений. Молодежная татуировка.
6.
Бегущий конь - свобода, символ вора-рецидивиста. Татуировка, характерная для
цыган.
7.
Женщина на земном шаре с кабалистическими знаками - "верю в таинственное
предначертание судьбы". Характерна для тюркских народов.
8.
Лев, топор, меч, щит, книга, лавровая ветвь - "уважает власть силы и
разума".
9.
Ковбой с девушкой на лошади - "верю в удачу". Татуировка несовершеннолетних
воров.
10.
Муза с арфой - сохранение тайны, загадочность.

11. Фортуна на крылатом колесе - "счастье всегда со мной", "капризная
фортуна, я жду тебя".
12. Летящий Демон - "мой бог - злой демон". Лица с такой татуировкой
склонны к причинению зла окружающим.
13. Четыре рыцаря и надпись на латыни: "Жить - значит бороться" -
татуировка символизирует отвагу, бескорыстие союза, клана.
14. Портрет Наполеона Бонапарта - авторитет в уголовном мире (?), "кто
был ничем, тот станет всем".
15. Девушка с горящим факелом в руке сидит на пушке - с молодых лет
находится в местах лишения свободы.
16. Девушка, держащая указательный палец у рта, надпись на латыни: "Молчи!"
- умею хранить тайны.
17. Девушка у лошади - молодежная татуировка "отрицала": "Сделаю так,
чтобы ты обо мне помнил" (лат.).
18. Женщина с яблоком в руке, обвитая змеей -
искушен с юных лет.

Иностранные
татуировки:
Среди татуировок,
символически указывающих на связь с уголовным миром, в преступной среде можно
встретить немало заимствованных у иностранных моряков, на родине которых они
расшифровываются совершенно по-иному. Например, крылатый змей в Мексике
считается покровителем знаний, бабочка - память об умерших, улетевших в рай.
Змей, проглатывающий свой хвост,- древнейший символ солнца у многих народов
Африки, а жук-скарабей - символ солнца в Египте. В Югославии олень - символ
справедливости (из религии богомилов) и т. д.
1.
Скорпион и цветок - символ любви, сладости, долгой супружеской жизни;
"остерегайся - я враг тебе" - более поздняя трактовка (Индия).
2.
Замкнутый круг из крылатой змеи, в центре шестиконечная звезда - кастовость,
вечность, непрерывность (Израиль).
3.
Грифон (голова орла, тело льва) - "храню тайну вечно" (Иран).
4.
Змея, обвившаяся вокруг шеи одного или нескольких человек,- олицетворение
зла, "Ирод - убийца невинных" (восточная татуировка).
5.
Пляшущие с гитарой скелеты - "презрение к смерти" (Мексика).
6.
Ребенок - "жизненная сила", "продолжение рода" (восточная татуировка).
7.
Черепаха с короной - символ долголетия, спокойствия (Корея).
8.
Карп - "вестник удачи", "чистота души" (Корея).
9.
Змея с головой льва - "ловкость, сила, удачливость" (Южная Америка).
10.
Голова женщины с амулетом - "я отомщу" (Испания).
11.
Пожатие рук в венке из цветов, в центре надпись на латыни: "Союз" - древняя
татуировка воров Южной Франции.
12.
Латинские буквы "Т" и "L" - символ воров (Германия).
13-26.
Татуировки тайного общества "Триады" в Сингапуре

Женские
татуировки:
Распространенные татуировки среди женщин-уголовниц по своему разнообразию и
содержанию гораздо беднее мужских. Татуировки, выполненные на высоком
профессиональном уровне, встречаются реже, и производят их обычно мужчины.В
большинстве случаев женские татуировки более просты по исполнению, грубее.
Символические изображения трефового креста, церкви, Мадонны с ребенком, черепа,
кинжала, змеи, медицинских шприцев и т. п. перекликаются с мужскими татуировками
и являются как бы подражанием им.
В женских татуировках преобладают изображения цветов, венков, птиц, карт и
рюмок, мужских и женских головок, рисунков циничного содержания. Надписи и
рисунки у женщин-уголовниц свидетельствуют об их любовной и семейной
привязанности. Например: "Помнить тебя буду всю жизнь", "Не забуду родного
Толика" и т. д. Крайней сентиментальностью отличаются надписи, относящиеся к
умершим близким людям: "Я помнить буду мать свою старушку", "Мама, спи и жди
меня" и др.
В отдельную группу можно выделить надписи назидательного или предостерегающего
характера: "Не верь мужчинам", "Вот что сгубило мою молодость".
Встречаются надписи, содержание которых относится или обращено непосредственно к
самой татуированной. В большинстве случаев в них - горестное признание
совершенных в жизни ошибок или сетования на свою несчастную судьбу: "Несчастной
родилась, несчастной умру". Встречаются надписи познавательного характера,
взятые из книг, не редкость порнографические, нецензурные, особенно сокрытые в
аббревиатурах (ПАПА, ЕВА и др.).
То обстоятельство, что женщинами относительно часто руководит желание сделать
татуировку на закрытом одеждой месте, свидетельствует о существовании у них
сознательного расчета, чтобы татуировка была видна только близким людям и в
интимной обстановке.
В связи с повышенной сентиментальностью женщин-правонарушительниц и той большой
ролью, которая отводится ими любовным переживаниям и привязанностям, большинство
обследованных указало в качестве мотива татуировок память о людях и событиях
(развод, аборт, первый укол наркотика), у судимых лесбиянок часто можно увидеть
имена любимых женского рода - все это очень часто является у женщин поводом к
нанесению татуировок.
Если сравнить татуировки у молодых осужденных с татуировками судимых пожилого
возраста, то можно заметить большую разницу как в технике исполнения, так и в
содержании рисунков. Более молодые осужденные не удовлетворяются простым
рисунком, а украшают свое тело сложными, близкими им по духу, по виду их
преступной деятельности, говорящими об их цинизме, месте в среде уголовного
мира.
Татуированные женщины обычно натуры сильные, волевые и чувствительные, что не
мешает им совершать самые дерзкие преступления, садистски относиться к более
слабым в физическом отношении осужденным.
Места нанесения татуировок несколько отличаются от мужских. Женщины предпочитают
татуировку наносить на низ живота, его боковую поверхность, на поясницу, под
коленкой, на висок.
1.
Обнаженные фигуры мужчины и женщины, ларец с драгоценностями, мужчина
преподносит женщине корону - "было все, получила неволю", "закон обойду - он
не для меня".
2.
Крест треф на цепочке - символ воровок.
3.
Сердце, пробитое стрелой, капли крови и виньетка из роз - "память о первой
любви", "за любимого готова на все". Капли крови - зарождение нового.
4.
Череп, обвитый змеей и увенчанный короной, в костяшках рук сердце - "любовь
погубила свекровь", "посадила в тюрьму свекровь".
5.
Лебедь с короной на голове - "была невинной", "была свободной". Иногда под
татуировкой дата судимости.
6.
Рукопожатие, цветок, колокольчик, инициалы - "отсидели с подругой срок
звонком".
7.
Ласточка с конвертом в клюве - символ амнистии, снижения срока лишения
свободы. (Все птицы, кроме хищных,- вера в светлое будущее.)
8.
Ангелы - "надежда на что-то".
Падающий ангел - крушение надежды.
9.
Целующиеся голуби - символ любви.
10.
Часы - "отсидела срок звонком".
11.
Цветок ромашка - воровская любовь (групповая).
12.
Яблоко искушения - "потеря невинности", "впервые приняла наркотик", "впервые
выпила алкогольный напиток". Обычно проставляется дата.
13.
Целующиеся мужчина и женщина - "память о любимом".
14.
Голова мужчины - портрет любимого, исполненный с фотографии.
15.
Детская головка - "память о сиротке", "память об оставленном ребенке",
"ребенок загублен абортом".
16.
Девочка, сидящая на летящем аисте,- символ матери-одиночки.
17.
Женщина, обвитая проволокой на фоне креста,- "невинно осужденная", "мой
рок". (Воровская татуировка.)
18.
Сатана, раскачивающийся на цепи, подкова - "было счастье, да сатана унес".
19.
Голова женщины, кинжал, кандалы, надпись "Русь" - "отбывала наказание на
чужбине" (вне России).
20.
Женщина, обвитая колючей проволокой, на фоне солнца и парусника - надежда на
светлое будущее (вода - очищение), "вспоминая волю, помню о родителях" (солнце -
отец).
21.
Скорбящая у гроба женщина - "память о родных, умерших в заключении", "мама,
спи и жди меня".
22.
Девушка с двумя револьверами в руках - женская "отрицала" (молодежная
татуировка), "я - бандитка", "закону воров не изменю".
23.
Женская головка, чаша, шприц, паутина - татуировка наркоманок.
24.
Голова медузы Горгоны, меч, горящий факел - символ, отвращающий опасность,
"за зло отомщу".
25.
Амур, стреляющий из лука:
а) "неверного накажу изменой";
6) "верю в свою любовь";
в) на животе - была судима по ст. 115 УК РСФСР.

26. Голубь на ладони, решетка и солнце - татуированная была судима в
несовершеннолетнем возрасте, "злая судьба отняла волю и надежду".
27. Горящая свеча, лента и карты мастей треф и пик. Свеча - символ
воровской удачи. Свеча горит - отбывала срок наказания. "Молодость уходит
безвозвратно". Туз треф - тюрьма.
Туз пик - надежда.
Среди народных поверий есть и такое: если в день Благовещения вор что-либо
украдет и не попадется, то ему будет весь ГОД удача (см. "Русский народ", М.,
1880).
28. Голова ведьмы с туловищем змеи, обвивающем женскую головку,- "в
объятиях злой судьбы".
29. Чайки - "детство было чистым и счастливым", "тоска по воле".
30. Женщина в монашеской одежде с ребенком на руках - стремление к
свободе, "на Тебя уповаю", "память о родной матери".
31. Закованные в кандалы руки тянутся к цветку мака - "счастье было
так близко!". На бедре татуировку носят пассивные лесбиянки.
32. Надписи, наносимые вокруг сосков груди или на животе.
33. Голова женщины в обрамлении из подковы, надпись на грузинском языке: "Ты -
мое солнце" - вера в будущее счастье, надежда на УДО (условное
досрочное освобождение).
34. Орел, сидящий на камне,- символ авторитета в уголовной среде.
35. Голова индейца - символ попранных прав. Носящие такую татуировку
причисляют себя к диссидентам.
36. Роза, обвитая колючей проволокой,- 18 лет отмечала в местах
лишения свободы. Роза (но с шипами!) на бедре - пассивная лесбиянка,
37. Тюльпан - 16 лет исполнилось в местах лишения свободы.
38. Летящая в виде ангела женщина - татуировка, характерная для
воровок.
39. Кинжал, обвитый змеей,- начал воровать или грабить.
40. Колокольчик, обвитый проволокой,- "отбыла срок звонком без льгот".
41. Распятие - символ страдания. Характерна для воровок. Крест -
тюрьма.
42. Жук - знакома с воровскими традициями и законами.
43. Сердце, обвитое змеей,- несчастная любовь, без взаимности.
Татуировку носят обычно лесбиянки, на передней части бедра.
44. Чайки, солнце и море (татуировка встречается часто) - "родилась и
умру свободной".
45. Черт с ромашкой в руках - "будь что будет".
46. Скрипичный ключ - "жила весело" (имела успех у мужчин).
47. Церковь - стремление к лидерству,
авторитету. Осуждена за кражи и грабежи. Отрицательно относится к органам суда,
прокуратуры, сотрудникам милиции и ИТУ.

48. Кот - участница воровской группировки.
49. Русалка - символ удачи, "люби и помни свободу".
50. Змея и перо - символ судимой по ст. 146 УК РСФСР.
51. Женщина с гитарой - татуировка лесбиянок. Наносится на переднюю
часть бедра. "На воле жила свободной".
52. Спасательный круг, яхта внутри него - татуировка "коблов" (см.
словарь жаргонных слов и выражений).
53. Крест на могиле. Могила заштрихована. Месть осуществлена.
54. Глаз в треугольнике (татуировка наносится на ягодицу) - активная
лесбиянка. На руке без треугольника - расшифровка та же.
55. Женщина с ребенком - "тоска по дому".
56. Сердце, пробитое стрелой и кинжалом, - "за любовь готова на все".
57. Рюмка - "пью за любовь".
58. Решетка, 6утылка, рюмка, карты - "начала преступную жизнь".
59. Голова тигра (татуировку носят женщины-уголовницы "отрицала") -
"ненавижу ментов".
60. Бабочка - "вечность". Татуируется внизу живота.
61. Голова сатаны (наносится на бедро) - "повязалась с пороком",
"оскал" на администрацию.
62. Якорь, сердце и крылья (татуировка неполная, должно быть еще и
солнце) - "верность, счастье, жизнь, свобода", "отсидела срок с любовью в
сердце". Солнце, свет - символ удачи.
63. Обнаженная женщина - татуировку наносят себе активные лесбиянки.
64. Крест - "задумчивость". (Воровской символ.)
65. Цветок лилии - татуировка наносится на плечо пассивными
лесбиянками.
66, 67, 68. Символы наркоманок.
69. Листок - "с малых лет одна" (рано осталась сиротой).
70. Женская головка с трефовой мастью на груди - символ воровок.
71. Чайка и руль - "привет ворам", "свернула с пути свободы".
72. Пример татуированной надписи.

Религиозные
татуировки:
Несмотря на то, что еще несколько лет назад среди представителей уголовного мира
трудно было найти истинно верующего человека, татуировки с религиозной
символикой встречаются у преступников довольно часто. Думается, в критический
момент они становятся суеверными (о вере здесь можно говорить лишь условно) и на
уровне этого своего суеверия стремятся обратиться к Богу, убеждая себя в том,
что искренне раскаялись, пытаясь хоть как-то облегчить душу, скрасть угрызения
совести. Возможно, ими движут другие мотивы. Однако мы не исключаем, конечно, и
настоящего, чистосердечного раскаяния в содеянном, ибо пути Господни
неисповедимы и нет такой черной бездны, в которую бы не мог проникнуть Его свет.
Вспомним хотя бы того новозаветного злодея, распятого рядом с Христом, который
раскаялся...
Итак, рассмотрим некоторые религиозные татуировки, встреченные нами в разные
годы у осужденных:
1.
Всевидящее око - символ всеведения Бога. Треугольник - указание на
троичность Божества.
2.
Ангел - небесный служитель Бога, вестник Его воли. Наносится на грудь.
3.
Богородица - заступница за людей перед Богом.
4.
Всевышняя мать гностиков - источник жизни и благодати. (Уголовники, не зная
истории христианства, его канонов, накалывают этот рисунок в соответствии со
своими вкусами.)
5.
Пальма - символ торжества, знамение победы.
6.
Орел - символ гордости, надменности и самонадеянности. Но мало кто из
уголовников знает, что это также и символ падения, исчезновения, ничтожества.
7.
Лев - символ людей, отличающихся особенной силой, властью и могуществом.
8.
Павлин - символ воскресения и бессмертия.
9.
Голубь - символ кротости, нежности, чистоты и любви (Дух Святой сошел на
Спасителя при крещении в виде голубином).
10.
Птица Феникс - символ бессмертия.
11.
Птица, клюющая виноградную гроздь,- символ христианина, принимающего
причастие. Птицы (кроме хищных) - души христианские,
12.
Пальмовая ветвь - символ победы, триумфа.
13.
Рука Господня - созидательная сила, созидающее начало, Творец всего сущего.
14.
Рыба, якорь, криптограмма греческими буквами (Иисус
Христос Божий Сын Спаситель) - надежда на спасение души (якорь - символ
надежды).
15.
Венок - символ святости, величия.
16.
Змей и яблоко - намек на ветхозаветный сюжет о змее-искусителе, а вообще
змеем или древним змеем называли дьявола; змей служит эмблемой злобы, свирепости
и коварства (У христианских священных писателей).
17.
Голубь с веткой в клюве - ветхозаветные мотивы: голубь в истории о потопе
является к Ною в ковчег со "свежим масличным листом во рту"; символ радостной
вести, надежды на избавление от страданий, на лучшее.
«Назад